Совет по профессиональным квалификациям
в сфере физической культуры и спорта

В Казани состоялась панельная дискуссия «Кадры для будущего. Ключевые итоги 2021 года»

3 декабря 2021, 17:00
3 декабря в рамках Digital Innopolis Days в Казани состоялась панельная дискуссия «Кадры для будущего. Ключевые итоги 2021 года».

Digital Innopolis Days объединяет главных драйверов цифровой трансформации страны: отраслевые компании и корпорации, ИТ-компании, профильные и педагогические вузы и органы государственной власти всех уровней.

Модераторами дискуссии выступили директор института дополнительного образования Университета «Иннополис» Мария Образцова и заместитель генерального директора АО «Цифровые платформы и решения Умного города» АО «Русатом» Александр Зорин.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин выступил с докладом на тему: «Использование инструментов Национальной системы квалификаций в решении задач цифровой трансформации и подготовки кадров для приоритетных отраслей»Он отметил, что национальная система квалификаций создана, чтобы помочь обеспечить трансляцию требований рынка труда в систему профессионального и высшего образования. Шадрин подчеркнул, что в настоящее время в рамках этой системы существует три наиболее востребованных инструмента.

Первый – это разработка профессиональных стандартов. «В рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» уже разработано и актуализировано порядка 40 профессиональных стандартов (а в целом их около 1500), чтобы готовить специалистов в соответствии с запросом рынка труда. Для этого создана инфраструктура, действуют 40 советов по профессиональным квалификациям (СПК), которые объединяют представителей работодателей по основным сферам экономики», – отметил Артём Шадрин.

Вторым инструментом, направленным на актуализацию образовательных программ вузов, является профессионально-общественная аккредитация (ПОА) образовательных программ. Правовые основы ПОА определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 96). «…Это позволяет оценить, соответствует ли содержание образовательных программ профессиональным стандартам, понять, действительно ли выпускники вузов и колледжей готовы к решению современных профессиональных задач», – пояснил спикер.

И третий, очень востребованный инструмент, - независимая оценка квалификации (НОК). «Независимая оценка квалификации проходит в форме профессионального экзамена, когда любой выпускник колледжа, вуза или сотрудник, уже находящийся на рынке труда, может проверить, насколько его знания и компетенции соответствуют требованиям профстандартов. Сейчас развивается практика совмещения государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников учебных заведений и независимой оценки квалификации (НОК)», – подчеркнул генеральный директор Национального агентства. Он также отметил, что Национальное агентство помогает учебным заведениям встроиться в этот проект. Порядка 20 университетов заявило о своём желании участвовать в совмещении процедур ГИА и НОК. Артём Шадрин призвал учебные заведения обращаться в Национальное агентство за консультациями и помощью, если они решили присоединиться к проекту.


Завершая свое выступление, Артём Шадрин отметил значимость Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», для развития взаимодействия работодателей и образовательных организаций. В настоящее время в реализацию проекта вовлечены 15 советов по профессиональным квалификациям, напрямую участвующие в разработке и экспертизе профстандартов и модульных образовательных программ.